Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Петербуржцы ошеломлены напором неуёмного Церетели

13 июля 2016
1 631

Петербуржцы ошеломлены напором неуёмного Церетели

Над младшей столицей нашего Отечества, над Северной нашей Пальмирой, над городом Петра и культурной столицей России, над выдержавшим три революции, одну осаду и невесть сколько наводнений Санкт-Петербургом нависла очередная опасность. Скажу прямо — большая опасность. Президент академии художеств, всепланетно известный скульптор Зураб Церетели предложил властям Петербурга установить в городе созданный им памятник Иисусу Христу. Памятник, даже с учётом общеизвестной гигантомании Зураба Константиновича, огромный. Целых 80 метров высотой: 33 метра – статуя, 47 метров – пьедестал. Первоначально маэстро Церетели делал эту вещь для установки в городе Сочи, но тамошнее руководство сумело отговориться тем, что не нашло для неё подходящего места. А статуя-то уже отлита! И отлита она именно в городе на Неве, на заводе "Монумент-скульптура". Куда ж её девать-то теперь? Вот автор, надо понимать, и подумал: а чего её таскать-то туда-сюда, здоровенную такую? Подарю-ка я её прямо тут, где она лежит! Вот теперь и дарит.

Между тем, поставить такую штуковину в Санкт-Петербурге означает безвозвратно сгубить неповторимый силуэт великого города. Высота предлагаемого подарка примерно вдвое превосходит высоту Александровской колонны (вместе с ангелом и с крестом) и примерно на десять процентов – высоту знаменитого кораблика на игле адмиралтейства. И ведь заметьте себе, игла-то с корабликом – тоненькие, изящные — а предлагаемый сегодня дар на высоте этого кораблика только руки вскидывает. В точности таким жестом, каким поп-звёзды на стадионах приветствуют публику. Согласитесь, ужас.

Петербуржцы ошеломлены. Совсем недавно они насилу отмахались от "кукурузины" газпромовского супер-мега-небоскрёба на Охте, а теперь напасть ещё хуже. Беда-то главная не в том, что Церетели своего здоровяка дарит, а в том, что питерские власти, кажется, всерьёз вознамерились этот подарок принять! И теперь – снова-здорово — опять доказывай им, что нельзя нарушать высотный регламент, что нельзя калечить неповторимый облик города и так далее. Грустно. Правда, пресс-служба петербургской администрации опровергла слухи, что согласна ставить великана в городе, но опровергла так: подходящих участков "не выявлено", но в принципе подходящие участки кое-где есть. Не очень это успокоительно.

Против установки статуи высказалась и Православная церковь. Представитель Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин объяснил журналистам, что "установка подобного рода гигантских статуй не является частью православной традиции". Протоиерей совершенно прав, можно сказать даже больше: установка мало высокохудожественных штуковин несуразного размера не является частью никакой культурной традиции. Во всяком случае, в культурах более развитых, чем на острове Пасхи.

В разговорах о новой затее маэстро Зураба часто упоминаются образцы, которыми он на этот раз вдохновлялся: огромные статуи Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро и в Лиссабоне. В Бразилии я не был, а в Лиссабоне был и должен признать: гигантский Христос-Царь, стоящий крестом на высоком холме на другом берегу широченной реки Тахо производит очень сильное впечатление. И тут важно подчеркнуть принципиальные различия того Cristo Rei – и обсуждаемого сейчас изделия. Оставим в стороне тот очевидный для меня факт, что та скульптура просто лучше этой; что та продиктована верой, а эта наваяна скорее из тщеславия. Это всё вкусовщина.

Бесспорные факты: португальцы начали думать о гигантском Христе в 1930-х годах, вдохновившись примером бразильцев. Думали, обсуждали, спорили. Кто-то был за, кто-то против. В 1940 году на съезде епископов был дан обет: если начавшаяся уже мировая война не затронет Португалию, то монумент Христа будет возведен над Лиссабоном. Португалии удалось продержаться в стороне от войны, и с 1946 года начался сбор средств. Монумент был открыт через десять с небольшим лет.

Итак. В благодарность за избавление народа от страшных бед там поставлен Христос – это раз. Поставлен он на народные деньги – это два. А тут предлагается изыскать для возведения гигантища деньги в казне, причём никакого содержания за этим актом не предусматривается. Как теперь говорят, "по приколу" хотят поставить 80-метровую штуковину. И то, и другое – нехорошо. По приколу ставить Христа нехорошо, и тратить на это казённые деньги — тоже.

Грустнее всего именно то, что никто не заговаривает о смысле предлагаемой акции. Но если в ней никакого особого смысла нет, то я бы предложил прислушаться к реплике, сделанной в соцсетях некоторым жителем Ленинградской области: "Давайте её (статую) к нам в Волосово – у нас ничего нет, а так хоть что-нибудь будет".

Поделиться: